Эксперт РА: Лизинг в России: итоги девяти месяцев 2014 года

Прирост «розничных» сделок (около 44%) не компенсировал сокращение ж/д и авиализинга, в итоге новый бизнес за 9 месяцев 2014 года упал на 10% и составил 522 млрд рублей. Помимо сворачивания крупных сделок, компании столкнулись с удорожанием кредитов и снижением платежеспособности клиентов вследствие ухудшения макроэкономической ситуации. В результате, согласно базовому прогнозу «Эксперта РА», новый бизнес в 2014 году может сократиться на 20%. В 2015 году снижение продолжится, а потенциальный драйвер – лизинг импортозамещающего оборудования – поддержит рынок не ранее конца следующего года и лишь при успешной реализации госпрограмм по развитию отечественного производства.

Третий квартал 2014 года продолжил негативную тенденцию 2013 года – сокращение нового бизнеса по итогам 9 месяцев составило 10% (за полугодие -2,5%). Объем нового бизнеса за январь – сентябрь 2014 года составил 522 млрд рублей (падение на 10%), а сумма новых договоров – 754 млрд рублей (сокращение на 20%). Эффект высокой базы III квартала 2013 года и сильное сокращение сделок в крупных сегментах (железнодорожная техника на -48,9% и авиатранспорт на -48,5%) сыграли главную роль в столь сильном падении суммы новых договоров. В то же время сворачивание корпоративных сделок подтолкнуло компании к наращиванию «розничных» сделок (темп прироста к 9 месяцам 2013 года составил около 44%), в результате доля МСБ составила за 9 месяцев 2014 года около 53% нового бизнеса (против 33% за 9 месяцев 2013 года).

Наращивание «розничных» сделок способствовало увеличению доли крупнейшего сегмента нового бизнеса – автолизинга (+ 2 п. п. по сравнению с 1 полугодием 2014 года). Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за 9 месяцев 2013 года она достигала 21,8%, то за 9 месяцев 2014 года – уже 32,3%. Факторами, способствовавшими росту лизинга автотранспорта, стали активное участие лизинговых госкомпаний в «розничных» сделках, а также высокая ликвидность данного имущества, что является важным фактором в условиях снижения платежеспособности лизингополучателей.

Удорожание и сокращение объемов банковского кредитования подтолкнули компании к повышению авансов и задействованию собственных средств при финансировании сделок. Продолжающееся удорожание кредитных ресурсов (повышение ставок по кредитам на 1,5–2 п. п.) в III квартале 2014 года оказывает все большее давление на маржинальность лизингового бизнеса. Кроме того, повышение требований банков к залоговому обеспечению делает банковские кредиты все менее доступными для лизингодателей. Такой источник, как облигации (в том числе обеспеченные), при текущей конъюнктуре долгового рынка также выглядит непривлекательным.

Средняя доля проблемной задолженности по рынку на 01.10.2014 составила не менее 10% (3,5% на 01.10.2013), а доля просроченных платежей – не менее 4% (годом ранее 2%). Острой проблемой для лизинговых компаний в этом году является ухудшение платежеспособности клиентов. Согласно данным исследования, средняя доля проблемной задолженности по рынку составила не менее 10% на 01.10.2014, тогда как на 01.10.2013 была 3,5%. Лизингополучателями, для которых характерен наибольший рост объема просроченных платежей за 9 месяцев 2014 года, стали в основном компании, занимающиеся строительством и грузоперевозками. У первых проблемы связаны с завершением строительства крупных инфраструктурных объектов, а у вторых – со снижением объема грузоперевозок и ответными санкциями России.

Точкой роста лизинговой отрасли в ближайшие два-три года может стать лизинг импортозамещающего оборудования. Согласно исследованию «Эксперта РА», в среднем доля импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний за 9 месяцев 2014 года составила около 55% (годом ранее около 60%), при этом в ряде отраслей его доля составляет не менее 70%. Обострение внешнеполитической ситуации и введение экономических санкций в отношении ряда стратегических отраслей России подтолкнули Правительство РФ и крупные госкомпании к разработке программ, направленных на развитие импортозамещающих производств. Не последнюю роль в их развитии может сыграть лизинг отечественного оборудования, но реализовать его потенциал возможно лишь в долгосрочной перспективе.

Согласно оптимистичному сценарию «Эксперта РА», сокращение нового бизнеса в 2014 году составит около 5%, а в случае реализации пессимистичного прогноза – 20%. Согласно пессимистичному (базовому) прогнозу «Эксперта РА» на 2014 год, сокращение лизингового рынка может составить до 20%, а новый бизнес не превысит 630 млрд рублей. Пессимистичный прогноз предполагает, что ж/д сегмент сократится на 35%, авиализинг – на 15% по отношению к 2013 году. По мнению агентства, в конце года операторы из-за снижения перевозок не будут обновлять парк вагонов. Позитивный сценарий подразумевает сокращение рынка на 5%, а его объем составит 734 млрд рублей. В этом случае предполагается сокращение ж/д и авиасегментов на 20% и 10% соответственно. Автолизинг продемонстрирует рост на 15%, поддержку которому окажут государственная программа утилизации старых автомобилей и использование клиентами услуги Trade-In.

Методология

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.

В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями – участниками исследования.

В исследовании по итогам 9 месяцев 2014 года приняла участие 101 лизинговая компания, общий объем сделок компаний, по нашему мнению, составляет около 90% всего лизингового рынка. (Участие в исследовании по итогам 9 месяцев 2013 года приняли 107 лизинговых компаний, объем сделок которых превысил 92% всего рынка). По нашей оценке, в текущем исследовании не приняли участие около 70 компаний, на которых в совокупности приходится около 10% лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этими предпосылками.

К компаниям, которые, по нашим оценкам, могли бы попасть в топ-30 крупнейших по итогам 9 месяцев 2014 года, но не предоставивших свои данные, относятся «Росагролизинг», Лизинговая компания УРАЛСИБ, «Брансвик Рейл», «МТЕ Финанс», ЛК «Север\Запад», ARVAL и «Авангард-Лизинг», что было учтено при экстраполяции объемов нового бизнеса в оба периода.

В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для «рыночных» лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок мы считаем необходимым выделить оперативный лизинг. Кризис 2008–2009 годов привел к увеличению объемов изъятого оборудования и ускоренному росту сегмента оперативного лизинга, который в России юридически реализуется через договоры аренды из-за особенностей правового поля. В настоящее время мы не корректируем расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечаем, что их экономическая суть и технологии осуществления различны.

Необходимо обратить внимание на то, что с 1 полугодия 2014 года в исследованиях «Эксперта РА» показатель «новый бизнес» рассчитывается как стоимость имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам. До 1 полугодия 2014 года под «новым бизнесом» понималась вся сумма договоров лизинга, включая НДС; данный показатель останется в исследованиях в качестве второстепенного и будет называться «сумма новых договоров лизинга». При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы – должны выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки, либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту. Рэнкинги лизинговых компаний по видам имущества и по географии деятельности, начиная с исследования по итогам 1 полугодия 2014 года, строятся по «новому бизнесу», согласно обновленной трактовке (по стоимости имущества без НДС).

В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.

Другие основные термины, используемые в исследовании, не подверглись изменению. Под ними мы понимаем следующее.

Объем профинансированных средств – средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).

Объем полученных платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.

Все показатели по компаниям, кроме «нового бизнеса», указываются с учетом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями данных используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. В процессе обработки данных из анкет показатели анкеты соотносятся с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме этого, сопоставляется динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже показывает нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влекут соответствующее изменение в денежных потоках (полученных платежах). Данные изменения также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

Мы благодарим за интервью и комментарии к исследованию следующих спикеров:

Агаджанов Максим

генеральный директор «Газпромбанк Лизинг»

Грабилова Елена

начальник сектора по развитию лизинга «Межрегиональной инвестиционной компании»

Добровольский Владимир

заместитель генерального директора ГТЛК

Ерошок Дмитрий

генеральный директор «Сбербанк Лизинг»

Калинин Сергей

директор департамента развития «РЕСО-Лизинг»

Лопатина Марина

генеральный директор ООО «Газтехлизинг»

Лысенко Александр

начальник отдела маркетинга «Сибирской лизинговой компании»

Енькова Ольга

управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг»

Осетковская Елена

заместитель директора «Лизинговой компании «Дельта»

Смирнов Алексей

генеральный директор «CARCADE Лизинг»

Тимофеев Дмитрий

генеральный директор «КОНТРОЛ лизинг»

Развитие рынка за 9 месяцев 2014 года

1.1. Объем и динамика рынка

Третий квартал 2014 года был непростым как для всей экономики России, так и для рынка лизинга в частности. Реализация отложенного спроса (из-за неопределенности введения новых санкций) не произошла из-за ухудшения макроэкономической ситуации в стране. По оценке «Эксперта РА», новый бизнес (стоимость имущества) за 9 месяцев текущего года составил около 522 млрд рублей (сокращение по отношению к трем кварталам 2013 года – около 10%), а сумма новых лизинговых договоров – 754 млрд рублей (сокращение почти на 20%). На графике 1 видно, что объем нового бизнеса за январь – сентябрь 2014 года показал отрицательные темпы прироста, чего не наблюдалось за первые 9 месяцев на протяжении последних трех лет.

Главная тенденция рынка лизинга 1 полугодия – наращивание «розничных» сделок – продолжилась (темп прироста к 9 месяцам 2013 года составил около 44%), этому поспособствовало сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите.

Главные причины наращивания сделок с МСБ: сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите.

Доля МСБ в структуре нового бизнеса за 9 месяцев текущего года составила около 53% (около 33% за 9 месяцев 2013 года), а доля крупного бизнеса снизилась до 45% (66% годом ранее). Индекс «розничности» подтверждает изменения в структуре рынка: по сравнению с 9 месяцами 2013 года доля «розничных» сегментов выросла на 9,5 п. п.

Крупнейший сегмент рынка – автолизинг – укрепил свои позиции: доля легкового и грузового автотранспорта выросла на 2 п. п. по сравнению с 1 полугодием 2014 года (в абсолютном выражении сегмент прибавил около 35% по отношению к 9 месяцам 2013 года). Лидеры 9 месяцев прошлого года – ж/д транспорт и авиатехника – продолжили сокращаться, их доли упали на 13,4 п. п и 5,7 п. п. соответственно. Объем нового бизнеса, очищенный от авиа- и ж/д сделок, вырос на 26%. Доля оперативного лизинга не претерпела серьезных изменений и составила, по оценкам «Эксперта РА», около 8–10%. Совокупный лизинговый портфель на 01.10.2014 равен 2,95 трлн рублей (+11,3% по сравнению с 01.10.2013, годом ранее +12,8%).

В структуре финансирования сделок ключевую роль занимают кредиты, но их доля снизилась почти на 8 п. п., до 57,9%. Столь ощутимое снижение, по мнению агентства, связано с удорожанием банковских кредитов и активным использованием лизингодателями других источников средств. Однако, несмотря на удорожание и снижение доступности кредитов, лизингодателям трудно найти достойные альтернативные источники. Крупные компании, которые могли рассчитывать на значительные кредитные линии от госбанков, также почувствовали снижение объемов кредитования. Переориентация компаний на рынки капитала стран Азиатско-Тихоокеанского региона или Ближнего Востока займет время, однако отдельные лизингодатели уже активно сотрудничают с банками Китая (в октябре ГТЛК и Торгово-промышленный банк Китая (Industrial and Commercial Bank of China, ICBC) подписали соглашение о лизинге трех самолетов Boeing 777-300ER). Между тем в условиях высокой волатильности курса российского рубля возрастают валютные риски, которые также могут удержать некоторых участников от фондирования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона или Ближнего Востока.

Такой источник, как облигации (в том числе обеспеченные), при текущей конъюнктуре долгового рынка также выглядит непривлекательным. Однако стоит отметить, что ВЭБ-лизинг активно размещал облигации (за 9 месяцев компания привлекла около 24 млрд рублей). Если сравнивать структуру фондирования сделок в целом по рынку и без учета госкомпаний, то можно увидеть, что доля облигаций с учетом госкомпаний составила 13,3%, а без них 4,3%, что примерно соответствует прошлому году. Тем не менее для выхода на долговой рынок большего количества лизинговых компаний экономика России должна преодолеть стагнацию.

За 9 месяцев 2014 года структура фондирования сделок показала, что лизингодатели (без госучастия в структуре собственности) из-за снижения доступности кредитов больше используют собственные средства и авансы.

Первые три фактора затрагивают один из главных вызовов для сегодняшнего рынка лизинга – проблему фондирования. Замедление экономики и реализация внешнеполитических рисков только усугубили эту проблему. Фактор нехватки платежеспособных «качественных» клиентов, который был лидером на протяжении последних двух лет, занимает теперь четвертую позицию. На пятом месте оказался фактор падения спроса на лизинговые услуги из-за роста курса валют. Ведь российский рынок лизинга сильно зависит от иностранного оборудования, доля которого в некоторых сегментах составляет не менее 70%.

1.2. Лидеры рынка

Лидером рынка за 9 месяцев 2014 года стал ВЭБ-лизинг, объем нового бизнеса которого составил 85,7 млрд рублей (+8,7% к 9 месяцам 2013 года). Второе место занял ВТБ Лизинг, поднявшись на одну позицию и продемонстрировав самые высокие темпы прироста из топ-10 (+67,5% к 9 месяцам 2013 года). Третью позицию занимает компания Европлан, специализирующаяся на автолизинге. В совокупности на тройку лидеров приходится около 38% всего объема нового бизнеса (за 9 месяцев 2013 года – 32%).

За девять месяцев 2014 года лидеры показали разнонаправленные тенденции. И если концентрация на крупнейшем игроке рынка возросла (доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 16,4%, тогда как за девять месяцев 2013 года – 13,5%, а за 2012 год – 24%), то концентрация на топ-10 компаний, наоборот, снизилась (на них пришлось около 61% новых сделок против 54,3% за январь – сентябрь 2013 года).

В структуре рынка по видам собственности существенных изменений не произошло: доля государственных лизинговых компаний составила 45%, а частных – 55%. Объясняется это сокращением крупных сделок, финансированием которых нередко занимаются компании с участием государства в структуре собственности.

1.3. Распределение сделок по регионам и сегментам

Территориальное распределение лизинговых сделок за 9 месяцев 2014 года не претерпело кардинальных изменений по сравнению с 9 месяцами 2013 года: снизилась доля Уральского ФО (с 11,7% до 7,2%) и Санкт-Петербурга (с 11,2% до 8,4%), доля Москвы увеличилась на 2,2 п. п. Объем новых сделок в Крымском ФО пока составляет не более 0,003%, но это уже показательно, так как, согласно данным за 1 полугодие 2014 года, еще ни одна компания не успела реализовать новые сделки в Крыму.

Доля железнодорожной техники в сумме новых договоров значительно снизилась: с 37% за девять месяцев 2013 года до 23,6% за девять месяцев 2014 года. Продемонстрировал отрицательную динамику и драйвер 2013 года – авиализинг (доля его снизилась с 15,8% до 10,1%).

Рост прочих сегментов рынка (без учета ж/д и авиатехники) суммарно составил около 13%. Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за январь – сентябрь 2013 года она достигала 21,8%, то за аналогичный период 2014 года – уже 32,3%. Лидером в сегментах грузового и легкого автотранспорта стал ВЭБ-лизинг, а вторую позицию за собой удерживает Европлан. Первенство в сегменте строительной и дорожно-строительной техники с 1 полугодия 2014 года удерживает ВТБ Лизинг (18,2 млрд рублей).

Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных «Экспертом РА» в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали 11. Годом ранее рост наблюдался в 21 сегменте из 37 (с 2013 года структура рынка по видам оборудования была сокращена до 17 сегментов).

См. инфографику по теме «Развитие рынка за девять месяцев 2014 года»

II. Стагнационные тиски: дорогие пассивы и проблемные активы

В поисках фондирования

Главными вызовами для лизинговых компаний в 2014 году, как и прогнозировалось «Экспертом РА» в исследовании по итогам 2013 года, стали удорожание кредитных ресурсов и снижение уровня платежеспособности клиентов.

Снижение ликвидности в банковском секторе, а также сокращение доступа к дешевым кредитам западных банков негативно сказались на стоимости пассивов для лизинговых компаний. Последние, столкнувшись с удорожанием и сокращением объемов фондирования, все чаще отказывают клиентам в финансировании долгосрочных проектов. В условиях нестабильности курса рубля и роста ставок по заемным средствам лизингодатели отдают предпочтение сделкам с короткими сроками и небольшими объемами финансирования, спрос на которые обеспечивают представители малого и среднего бизнеса. Из-за сворачивания крупных сделок и значительного удорожания длинных кредитов наращивание сделок с МСБ, по оценке «Эксперта РА», продолжится и в IV квартале 2014 года. Однако рост сделок с МСБ, по нашим прогнозам, не сможет изменить динамику рынка и не удержит его от дальнейшего сокращения. Кроме того, в случае рецессии экономики представители малого и среднего бизнеса будут испытывать серьезные проблемы с уплатой лизинговых платежей, что может привести к росту уровня проблемной задолженности на рынке.

Несмотря на повышение ставок по кредитам и рост объема просроченных платежей, около 60% компаний, участвовавших в исследовании, не ужесточили условия и не повышали ставки по договорам в июле – сентябре текущего года. Как правило, к ним относятся лизингодатели, не испытывающие серьезных проблем с ликвидностью (госкомпании и дочерние компании банков), а также те, у которых имеется достаточный уровень маржи, частью которой они могут пожертвовать ради удержания клиентов и привлечения платежеспособных клиентов от конкурентов, повысивших стоимость своих услуг. «Условия лизинговых договоров не изменились, но в связи с ростом банковских ставок дороже стал лизинг, при этом существенно упала маржинальность сделок. Это вынужденная мера компании для сохранения своих позиций на конкурентном рынке», – говорит Елена Осетковская, заместитель директора «Лизинговой компании «Дельта».

Высокую маржу показали компании, основная часть портфеля которых приходится на строительную технику, легковой и грузовой автотранспорт (максимальная маржа – около 15%).

По оценкам «Эксперта РА», высокую маржу показали компании, основная часть портфеля которых приходится на строительную технику, легковой и грузовой автотранспорт (максимальная маржа – от 10% до 15%). Лизингодатели, ориентированные на лизинг железнодорожной техники, продемонстрировали наименьшую маржу (минимальная маржа составила около 1,5%). Причина – невысокие тарифы на отдельные виды вагонов в условиях их профицита, а также преобладание в сегменте сделок между крупными лизингодателями и лизингополучателями. Между тем, несмотря на риски снижения рентабельности бизнеса, большинство лизинговых компаний не планирует сокращать издержки в ближайшей перспективе, ссылаясь на проведение оптимизации расходов после кризиса 2008 года.

Крупные лизингодатели, сотрудничавшие до введения санкций с европейскими банками, теперь активно ищут им замену. «ГТЛК уже вышла на азиатский рынок, и мы планируем активизировать свою работу в этом направлении. В октябре ГТЛК и Промышленный и коммерческий банк Китая заключили соглашение о финансировании приобретения трех новых Вoeing 777-300ER для «Аэрофлота». Также мы с интересом смотрим и на арабский рынок капитала», – говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК.

«Розничные» компании, компенсируя недостаток средств, все активнее участвуют в региональных программах по поддержке малого и среднего бизнеса и планируют в 2015 году сотрудничать с МСП Банком. Еще одним инструментом по привлечению средств по-прежнему являются облигации, но из-за текущей конъюнктуры долгового рынка облигации размещают немногие компании. Кроме того, не все лизингодатели справляются с обязательствами по долговым ценным бумагам: за 9 месяцев текущего года уже были случаи технических и реальных дефолтов (к примеру, РТК-Лизинг и ПЭБ Лизинг). Сегодняшняя ситуация на рынке с ликвидностью дает все основания полагать, что уход компаний с лизингового рынка может продолжиться.

Ориентир на качество

Средняя доля проблемной задолженности по рынку на 01.10.2014 составила не менее 10% (на 01.10.2013 была 3,5%). Кроме того, доля просроченных платежей по рынку составила не менее 4% (годом ранее – около 2%).

Острой для лизинговых компаний по-прежнему остается проблема ухудшения платежеспособности клиентов. Согласно данным за III квартал, ситуация ухудшилась (средняя доля проблемной задолженности по рынку составила не менее 10% на 01.10.2014, была 3,5% на 01.10.2013).

Агентство отмечает, что с 2013 года происходит рост проблемной задолженности2 по рынку. При этом доля просроченных платежей по рынку составила не менее 4% (годом ранее – около 2%). Лизинговый рынок является достаточно чувствительным к событиям, которые происходят в экономике страны: стагнация экономики также отразилась на качестве лизингового портфеля.

Лизингополучателями, для которых характерен наибольший рост просроченной задолженности, в 2014 году стали компании, основная деятельность которых – строительство и грузоперевозки. У первых проблемы связаны с завершением строительства крупных инфраструктурных объектов, а у вторых – как со снижением объема грузоперевозок, так и с ответными санкциями России. «Одним из наиболее проблемных сегментов сегодня стали логистические перевозки. В связи с санкциями и ответными мерами российского правительства большинство логистов столкнусь с рядом сложностей, – отмечает Владимир Добровольский. – Компании, которые занимались перевозкой польских яблок или мороженого мяса из Евросоюза, сейчас пытаются переориентироваться на азиатский рынок».

Для привлечения финансирования на выгодных условиях и снижения потенциальных потерь при реализации имущества на вторичном рынке компаниям необходимо больше ориентироваться на ликвидное оборудование.

При сегодняшнем состоянии экономики недочеты в системах риск-менеджмента могут стать фатальными для лизинговых компаний в последующие годы. В целях снижения кредитного риска актуальным становится вопрос обеспеченности сделки: получение дополнительных поручительств (например, собственников лизингополучателя), качество залога и его страхование. Надежным обеспечением для сделок также является недвижимость: из-за государственной регистрации сделок затруднен незаконный вывод такого обеспечения.

В наращивании сделок МСБ помимо плюсов (диверсификация рисков, высокая маржинальность и, как правило, ликвидное имущество) есть свои минусы, так как данный сегмент очень чувствителен к изменениям в экономике страны. Лизинговые компании, понимая это, рассчитывают активнее участвовать в государственных программах по поддержке МСБ в 2015 году. Для снижения части кредитных рисков полезным может быть сотрудничество с региональными гарантийными фондами и МСП Банком. Позитивно лизингодатели также оценивают субсидирование государством лизинговых платежей клиентам, что снижает давление на их платежеспособность.

В случае дальнейшего нарастания проблемных активов худшим исходом может стать уход компании с рынка лизингодателей или продажа портфелей. Ряд лизингодателей, обладающих значительными объемами финансовой поддержки, уже присматриваются к портфелям других участников рынка. Наибольшей популярностью будут пользоваться портфели с высокой долей ликвидного имущества (в первую очередь автотранспорт), а также с оборудованием от надежных и крупных поставщиков, что сможет заложить основу партнерских отношений для наращивания портфеля в будущем. Поэтому в лизинговой отрасли возможна консолидация активов в рамках отдельных сегментов оборудования уже в 2015 году.

См. инфографику по теме «Стагнационные тиски: дорогие пассивы и проблемные активы»

III. Драйвер на перспективу

Обострение внешнеполитической ситуации и введение экономических санкций в отношении ряда стратегических отраслей России повысили актуальность одной из главных проблем отечественной экономики – высокой импортозависимости. Согласно данным исследования «Эксперта РА», в среднем доля импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний за 9 месяцев 2014 года составила около 55% (годом ранее – около 60%). При этом, по опросам лизингодателей, высокая доля импортного оборудования (не менее 70%) отмечается в таких сегментах, как строительная и дорожно-строительная техника, легковые автомобили, оборудование для пищевой промышленности и телекоммуникационное оборудование. Сегментами с наименьшей долей иностранного оборудования (менее 40%) оказались железнодорожная техника и оборудование для нефте- и газодобычи и переработки. Меньшая зависимость в данных сегментах от производителей западных стран связана с их стратегическим значением для российской экономики.

Одним из препятствий для расширения программ по импортозамещению будет инерционность вследствие активного использования лизингополучателями иностранного оборудования на протяжении последних 20 лет. Переключиться в кратчайшие сроки на российскую технику у них не получится. Причин несколько: продукция отечественных производителей, как правило, уступает по качеству, эффективности, а часто и стоит дороже западных аналогов. Согласно исследованию «Эксперта РА», около 67% лизингодателей сегодня отмечают отсутствие достойных аналогов иностранного оборудования в России. В пользу иностранных производителей часто клиенты относят и такой аргумент, как высокий уровень сервисного обслуживания, что, за редким исключением, нехарактерно для российских поставщиков. К лизингу отечественного оборудования клиентов сегодня подталкивает удорожание иностранной техники из-за роста курса валют (29.10.2014 стоимость бивалютной корзины обновила рекорд и превысила 48 рублей, а годом ранее была около 37 рублей).

По нашим оценкам, создание технической и научной базы для производства конкурентоспособного оборудования в России займет от трех до пяти лет. При этом возможное снятие санкций в ближайшие годы может привести к тому, что частный капитал сократит свое присутствие в программах по развитию производства и модернизации российского оборудования. Для предотвращения такого сценария развития Правительству РФ, возможно, придется задействовать в проектах гарантии государства и крупных госкомпаний. Такой инструмент сможет снизить риски инвесторов и предотвратить срыв реализации программ. Еще одним препятствием для развития лизинга импортозамещающего оборудования может стать приход на рынок азиатских производителей, которые могут воспользоваться текущей ситуаций для увеличения своей доли на российском рынке. Тем более что практика использования лизинга оборудования из азиатских стран уже существует (например, в стройках олимпийских объектов г. Сочи была задействована техника китайского производства). Кроме того, выход российских лизинговых компаний на арабские и азиатские рынки капитала открывает им возможности для приобретения местного оборудования. Для банков менее рискованно и более удобно финансировать лизинговые сделки с оборудованием, с производителями которого уже давно налажены контакты.

Многие лизинговые компании (не менее 65% опрошенных) скептически относятся к планам по развитию импортозамещающих производств и не рассматривают российское оборудование в качестве драйвера рынка лизинга в ближайшие два-три года, так как результаты программ по созданию российских аналогов иностранного оборудования можно будет увидеть только в 2018–2019 годах. Это также нашло отражение и в прогнозе лизингодателей по доле импортного оборудования в объеме нового бизнеса на 2015 год – около 52–53%, что ниже доли за 9 месяцев 2014 года всего на 2–3 п. п.

По мнению агентства, в ближайший год не произойдет серьезного сокращения доли иностранного оборудования на лизинговом рынке. Даже в случае значительного ухудшения внеполитической ситуации и ужесточения санкционных мер российские производители не смогут полностью обеспечить весь спрос клиентов, так как сегодняшних мощностей им для этого может не хватить. Помимо этого, часть клиентов не будет ждать, когда появится качественная отечественная техника, а приобретет западное б/у оборудование или найдет азиатские аналоги.

См. инфографику по теме «Драйвер на перспективу»

IV. Прогноз развития рынка: в минусе

Согласно негативному прогнозу «Эксперта РА» на 2014 год, объем нового бизнеса не превысит 630 млрд рублей. Пессимистичный прогноз предполагает, что ключевой сегмент рынка – ж/д техника – сократится на 35% по отношению к 2013 году. По мнению агентства, в IV квартале не произойдет значительного обновления парка вагонов, так как это невыгодно операторам в условиях снижения перевозок. В связи с ожиданиями рецессии в экономике страны и серьезным ослаблением курса национальной валюты «Эксперт РА» считает данный прогноз базовым.

Позитивный сценарий подразумевает сокращение объема нового бизнеса на 5%, при этом его объем составит не более 750 млрд рублей. В этом случае предполагается рост автолизинга на 15% и сокращение ж/д сегмента на 20%.

Безусловно, рынок лизинга, как один из наглядных индикаторов динамики инвестиций в экономике, в следующем году с высокой долей вероятности продемонстрирует дальнейшее снижение.

При реализации негативного прогноза «Эксперта РА» на 2015 год темпы прироста нового бизнеса будут в пределах минус 10–25% (в случае дальнейшего падения доли ж/д и авиасегментов на 10–20% и 5–15% соответственно). Данный прогноз также подразумевает значительное снижение темпов роста автолизинга (до 5%), так как падение продаж автомобилей продолжится и в следующем году, несмотря на возобновление госпрограммы по утилизации старых автомобилей.

Позитивный прогноз на следующий год подразумевает снижение напряженности в банковском секторе (прекращение роста процентных ставок). На лизинговый рынок может благоприятно повлиять начало запуска крупных масштабных госпроектов (чемпионат мира по футболу – 2018, газопровод «Сила Сибири», инфраструктурные объекты Крыма и прочее). При этом, несмотря на увеличение доли «розничных» сделок в структуре новых договоров, они не смогут компенсировать сокращение крупных сегментов рынка (ж/д и авиатранспорт). В результате снижение нового бизнеса в 2015 году может составить не более 5–10%.

Агентство прогнозирует сокращение объема нового бизнеса при позитивном и при негативном сценарии. Поэтому темпы прироста полученных платежей в 2015 году, как и в 2014-м, превысят темпы прироста профинансированных средств.

См. инфографику по теме «Прогноз развития рынка»

Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2014 года

Интервью с партнерами исследования

Интервью с Владимиром Добровольским, заместителем генерального директора «Государственной транспортной лизинговой компании»

В III квартале продолжилась тенденция ухода с рынка компаний. В середине года обязательства по оферте почти на миллиард рублей не исполнил «РТК лизинг», в начале становления отечественного лизинга бывший компанией номер один российского рынка. А в сентябре петербургская компания «ПЭБ лизинг» допустила дефолт по выпуску пятилетних облигаций на 500 млн рублей. Готов предположить, что до конца года еще несколько компаний могут уйти с рынка.

– Какие значимые события произошли на рынке в III квартале 2014 года?

– В III квартале продолжилась тенденция ухода с рынка компаний. В середине года обязательства по оферте почти на миллиард рублей не исполнил «РТК лизинг», в начале становления отечественного лизинга бывший компанией номер один российского рынка. А в сентябре петербургская компания «ПЭБ лизинг» допустила дефолт по выпуску пятилетних облигаций на 500 млн рублей. Готов предположить, что до конца года еще несколько компаний могут уйти с рынка.

– Ужесточала (смягчала) ли компания условия по лизинговым договорам за последние 6 месяцев? Планируется ли изменение условий до конца 2014 года?

– Государственная транспортная лизинговая компания не меняла условия договоров лизинга и не планирует этого делать. Текущий сложный период далеко не первый в России. Большинство компаний работали в условиях кризиса 2008–2009 годов, и все необходимые изменения в шаблоны договоров уже были внесены. Договорная база сложилась, и менять ее нет смысла. Как в целом по рынку, так и в ГТЛК в частности, сегодня могут оговариваться индивидуальные условия только с конкретными клиентами. Массового характера это явление не носит.

– Какие меры компания предпринимает либо собирается предпринять в целях сокращения расходов (например, сокращение издержек на персонал, числа структурных подразделений и так далее)?

– ГТЛК подошла к сложному экономическому периоду с оптимальными, по нашему мнению, структурой и количеством персонала. В настоящее время мы реализуем долгосрочную стратегию, и кратковременные колебания рынка на нее сильного влияния не оказывают. Впрочем, и по рынку в целом я не вижу волны увольнений. В большинстве своем компаниям выгоднее переориентировать людей с решения одних задач на выполнение других, чем проводить сокращение.

– Для клиентов из каких отраслей, на ваш взгляд, сегодня характерен наибольший рост просроченной задолженности?

– Это довольно сложный вопрос. На первый взгляд, рост просроченной задолженности больше характерен для «розницы», чем для корпоративного сегмента. Однако при проблемах у крупных клиентов лизингодатели проводят реструктуризации, и просроченная задолженность просто не видна. Одним из наиболее проблемных сегментов сегодня стали логистические перевозки. В связи с санкциями и ответными мерами российского правительства большинство логистов столкнулись с рядом сложностей. Компании, которые занимались перевозкой польских яблок или мороженого мяса из Евросоюза, сейчас пытаются переориентироваться на азиатские рынки. Среди клиентов ГТЛК немного логистических компаний, поэтому на нас эти сложности не отразились. Тем не менее вынужден констатировать, что большинство сегментов экономики в настоящее время чувствуют себя неуверенно. Однако говорить о том, у кого просроченная задолженность растет быстрее, пока довольно сложно. Замедление экономики сказывается на всех. Что касается лизингодателей, то сегодня проходит испытание на прочность их система оценки рисков. Даже на стагнирующем рынке есть клиенты, которые по-прежнему успешно работают и платят за технику. Если же лизингодатель быстро наращивал портфель, мало думая о последствиях, сегодня ему будет крайне тяжело остаться на рынке.

– Растет ли, на ваш взгляд, объем сделок возвратного лизинга в 2014 году? Отмечаете ли вы повышение спроса на него и ожидаете ли его роста в 2015 году?

– Спрос на возвратный лизинг растет, и его объемы по итогам этого года вырастут так же, как это было в 2009 году. Данная тенденция в период кризиса связана с тем, что банки перестают кредитовать, и компании в поиске оборотного капитала вынуждены обратиться к такому инструменту, как возвратный лизинг. Для лизинговых компаний этот сегмент довольно рискован и требует крайне серьезной оценки оборудования, которое нужно профинансировать. Одно дело, когда речь идет о новой, уже растаможенной и установленной производственной линии, и совсем другое, когда лизингодателю пытаются навязать оборудование 1980 года выпуска или пятилетние автомобили. ГТЛК не планирует наращивать свой портфель за счет сделок возвратного лизинга и готова рассматривать использование этого инструмента только в исключительных случаях.

– На какие источники фондирования компания будет опираться в 2015 году? Собирается ли компания выходить на азиатские и арабские рынки капитала?

– ГТЛК уже вышла на азиатский рынок, и мы планируем активизировать свою работу в этом направлении. В октябре ГТЛК и Промышленный и коммерческий банк Китая заключили соглашение о финансировании приобретения трех новых Вoeing 777-300ER для «Аэрофлота». Ранее в рамках партнерства с лизинговой «дочкой» банка – ICBCL – GTLK Europe Ltd. передала в лизинг авиакомпании «Аэрофлот» пять воздушных судов Airbus A321. Также мы с интересом смотрим и на арабский рынок капитала. Если рассматривать другие источники фондирования, то ГТЛК планирует новый выпуск облигаций, однако все будет зависеть от рыночной конъюнктуры.

– Станет ли лизинг импортозамещающего оборудования драйвером рынка в 2015–2020 годах? Если да, то в каких отраслях стоит ждать активного наращивания сделок с отечественным оборудованием?

– В большинстве сегментов мы не прогнозируем роста физического объема рынка. В связи с этим смещение акцентов в сторону продукции отечественного производства вряд ли станет драйвером отечественного лизинга. Реальный рост, скорее всего, произойдет в сегменте оборудования для российских предприятий, которые будут вынуждены наращивать производство. Также может вырасти сегмент лизинга сельскохозяйственной техники. Однако этот рынок никогда не был большим, и вряд ли его рост скажется на отечественном лизинге в целом.

– Существуют ли, по вашему мнению, в России достойные аналоги иностранного оборудования? Если да, то смогут ли производители воспользоваться текущей ситуацией и полностью или частично заменить импортное оборудование?

– Конечно, в России есть достойные аналоги иностранной техники. В ряде сегментов отечественные производители успешно выдерживают конкуренцию. Городские автобусы, троллейбусы, КДМ эксплуатируются, по сути, только отечественного производства. Значительную часть рынка занимают российские производители грузовых автомобилей, кранов и так далее. Очень хотелось бы, чтобы наши производители смогли воспользоваться ситуацией и расширить свое присутствие на российском рынке.