РБК: Эксперты выяснили причину проблем с инновациями в российских компаниях

Необщительные и неуверенные сотрудники – одно из главных препятствий для разработки инноваций в мире, свидетельствует международное исследование, проведенное The Economist совместно с EF Education First. В ближайшие три года интернациональные компании, в том числе в России, намерены преодолевать эту проблему, наращивая инвестиции в инновации.

Таких планов, несмотря на экономический кризис, придерживаются 70% руководителей международных компаний в России, свидетельствуют материалы исследования. Чтобы повысить свою способность к инновациям, компании должны улучшать корпоративную культуру, считают эксперты. В частности, повышать уровень информированности сотрудников о важности общения с другими отделами и подразделениями компании, в том числе в других странах. «Инновации рождаются обычно на стыке международных, межкультурных и внутрикорпоративных границ. В то же время коммуникативная уверенность сотрудников имеет тенденцию к снижению по мере расширения внутрикорпоративного и транснационального пространства», – отметила директор по исследованиям Economist intelligence Unit Авива Фройдманн, представляя свою работу по телемосту российским журналистам. Важно объяснять, насколько ценно взаимодействие в плане нахождения новых подходов и идей, заметила она. Исследователи проанализировали проблемы, с которыми сталкиваются компании на пути развития инноваций. На вопросы ответили 350 респондентов, более половины из которых – руководители компаний, базирующихся более чем в 10 странах. Как минимум по 30 руководителей в октябре 2014 года было опрошено в России, США, Китае, Франции, Великобритании, Германии, Испании, Скандинавских странах, Бразилии и странах Ближнего Востока.

У российских респондентов с межкультурным общением несколько меньше проблем, чем в среднем по выборке, и ориентиры другие, отметила Фройдманн. В частности, пока создание новых продуктов для них не входит в первую тройку приоритетов. Ключевым это направление назвали лишь 37% респондентов в России, тогда как в других странах – в среднем 54%. Подходы к развитию инноваций тоже разные. Так, если в среднем по выборке руководители называли самым важным создание культуры поощрения идей в коллективе, то в России уделяют большое внимание развитию тесного сотрудничества между отделами. Впрочем, по мнению Фройдманн, важно и то, и другое: исследование показало, что компаниям необходимо создавать инфраструктуру для обмена навыками и мнениями между сотрудниками.

«И, конечно, внести изменения в концепции управления рисками, чтобы новые идеи могли реализовываться, даже с неопределенной прибылью», – заметила она. Культуру терпимости к неудачам считают важным фактором для инноваций 41% респондентов. В качестве примера эффективной инновационной политики Фройдманн привела финскую компанию Nokia, которая создала специальные инновационные центры в разных странах и разработала балльную систему поощрения, чтобы поощрить конкуренцию между ними. После перехода на эту систему от старой системы единой «воронки» для инноваций компании удалось увеличить долю успешно реализованных идей вдвое, говорится в исследовании. Основными препятствиями для развития инноваций в мире исследование определило слабость работы руководства в этом направлении и слабые навыки выработки идей, проблемы с общением у сотрудников и их неуверенность при обмене идеями по всей организации. В России ситуация сложнее, считает управляющий директор в России и странах СНГ Education First Эдуард Балдаков. В то время как российские компании только начинают осознавать важность инноваций, большинство компаний в мире уже тратят на это около 20% своих бюджетов, добавил Балдаков. «Целый клубок противоречий, характерный для российского бизнеса, не позволяет нам доминировать в области инноваций или даже быть конкурентоспособными», – заметил Балдаков. С одной стороны, по его словам, это вызывает опасения, с другой – дает шанс сегодня, в условиях стагнации, получить конкурентные преимущества. Их получат те, кто в России создаст правильную корпоративную культуру, будет инвестировать в кадры и ориентироваться на создание новых продуктов, считает он.

Инфографику к материалу смотрите на сайте источника.

Елена МАЛЫШЕВА