Регулятор будет наказывать банки за необоснованный отказ в обслуживании физических и юридических лиц или расторжение с ними в одностороннем порядке ранее заключенных договоров. Максимальный размер штрафа за подобное нарушение составит 3 миллиона рублей, а при неоднократном нарушении предписаний у Центробанка могут возникнуть основания для аннулирования лицензии банка, сообщает пресс-служба ЦБ.

«Определение перечня документов и дополнительной информации, необходимой для качественной оценки правомерности действий банка по отказу, осуществляется индивидуально в каждом отдельном случае и во многом зависит от сути жалобы клиента», — отметили в Банке России.

Если после рассмотрения и анализа обращения клиента специалисты Центробанка придут к выводу, что кредитная организация не имела достаточных оснований для отказа в обслуживании, банку направят рекомендацию о пересмотре своего решения. Ему нужно будет предоставить все необходимые услуги «отказнику». Если кредитная организация не сделает это, ей придется заплатить штраф, который может достигать 1% от размера минимального уставного капитала банка (300 миллионов рублей). Получается, что максимально возможный размер штрафа для подобного нарушения составляет 3 миллиона рублей. При регулярном нарушении рекомендаций Центробанка кредитную организацию могут лишить лицензии.

«Банки имеют право отказать в обслуживании лишь в случаях, когда целью является профилактика совершения клиентами противозаконных финансовых операций, а также действий по финансированию терроризма и отмыванию преступных доходов. Данный механизм не может использоваться на основании причин, не связанных с предотвращением криминальной деятельности, особенно когда речь идет об отказе по каким-то формальным признакам», — заявил официальный представитель Росфинмониторинга.

Источник в ЦБ сообщает, что примерно 50% финансовых организаций, представленных на российском рынке, безосновательно отказывают в обслуживании некоторым клиентам. Все они могут получить штраф от Центробанка. При этом информация, обнародованная аудиторской компании «2К», свидетельствует о том, что лишь у 30% банков наблюдаются случаи необоснованного отказа.

Общественная организация «Деловая Россия» сообщает, что в течение 2017 года кредитные организации заблокировали до 500 тысяч счетов предпринимателей. Банки не просто отказывают в обслуживании или не хотят выполнять определенные операций, но также полностью блокируют счета. Деньги на таком счете замораживаются, а клиент не может ими воспользоваться.

Благодаря новому механизму кредитные организации начнут более тщательно проверять операции клиентов, не будут выносить необоснованных решений. Эксперты уверенны, что в ближайшее время банки откажутся от практики автоматического отказа в предоставлении услуг клиентам, попавших в черные списки.