Банковское обозрение: Разная целевая

По данным заместителя председателя ЦБ РФ Владимира Чистюхина, количество клиентов микрофинансовых организаций также увеличилось — с 1,5 млн человек на конец 2013 года до 2,3 млн человек — по состоянию на 1 октября 2014 года.

Можно ли говорить о том, что из-за такой миграции банки потеряли часть привлекательных заемщиков. Например, тех, у кого нет кредитной истории (раньше они не обращались за кредитами) или тех, кто одновременно подал заявки в несколько банков. Или в МФО обращаются только те, кому банки точно откажут?

Мнения экспертов

Елена Стратьева, Вице-президент НАУМИР:

– Основной поток заемщиков МФО — по-прежнему не отказники банков, а физические лица, ранее обслуживавшиеся на «сером» рынке. Этот прирост сохраняет свой потенциал в связи с ужесточением регулирования в сфере потребительского кредитования с 1 июля этого года, а также — в связи с проектами общественного контроля за «серыми» кредиторами, реализуемыми ОНФ [Общероссийский Народный Фронт — прим. «Б.О»]

Павел Сигал, Руководитель Некоммерческого партнерства, председатель совета директоров, Автоградбанк, Центр Микрофинансирования:

– Хотя часть клиентов МФО, безусловно, имеют кредиты банков, это все-таки разные целевые аудитории. Большинству клиентов МФО банк кредитов никогда не даст. А в условиях банковского кризиса из-за нехватки ликвидности и роста курса доллара количество потенциальных клиентов МФО сильно вырастет. Это и те, у кого нет кредитной истории или она плохая, и те, кому стали отказывать банки из-за слишком больших резервов

Андрей Паранич, Директор СРО НП «МиР» (СРО НП «Микрофинансирование и Развитие»):

– Говорить о серьезной конкуренции банков и МФО за заемщиков пока рано: клиентов хватает на всех. По оценкам ряда экспертов, заемщики банков и МФО имеют относительно небольшое пересечение (только около 20% заемщиков МФО имеют банковские кредиты). Не в последнюю очередь это связано с тем, что микрофинансовый бизнес имеет более глубокое проникновение в регионы. Зачастую микрофинансовые институты работают в тех населенных пунктах, где нет ни одного банковского отделения. К тому же стоит напомнить, что многие банки уменьшают объемы кредитования граждан, все более тщательно отбирая себе заемщиков. Таким образом, нельзя говорить, что МФО переманивают банковских клиентов, скорее, банки сами отказываются от заемщиков, которых не так давно могли бы расценить как привлекательных. Если банки не готовы кредитовать заемщиков, они переходят в другие сегменты рынка — это естественный процесс.

Карина Артемьева, Руководитель аналитического управления, Национальное рейтинговое агентство:

– Именно клиентская база банков будет редеть из-за вынужденного перетока потенциальных заемщиков в МФО. Банки и рады бы их кредитовать, но их ограничивают новые регулятивные требования. Возвращаемся к первому вопросу: наиболее очевидный выход из такой ситуации для банков — создавать дочерние МФО и не допускать перелокации своих клиентов.