Коммерсант: Своя карта “Ростеху” ближе

Как стало известно “Ъ”, “Ростех” планирует приобрести долю в российской региональной системе “Юнион Кард”. Кэптивная платежная система позволит “Ростеху” снизить зависимость от международных игроков в условиях санкций и ввести собственные льготные тарифы для зарплатных проектов своих дочерних компаний.

О том, что “Ростех” планирует приобрести тольяттинскую платежную систему “Юнион Кард”, чтобы на ее базе выпускать собственную карту для работников госкорпорации, “Ъ” рассказали три источника, знакомые с планами “Ростеха”. “Пока речь идет о 25% плюс 1 акции в платежной системе, однако впоследствии “Ростех” будет наращивать свою долю”,— уточняет один из них. Планируется, что расчетным банком системы станет опорный банк “Ростеха” — Новикомбанк, а по итогам реализации проекта карты международных платежных систем в рамках зарплатных проектов оборонки использоваться не будут, добавляет другой источник “Ъ”. Впрочем, по информации еще одного собеседника “Ъ”, близкого к “Ростеху”, речи о полном отказе от сотрудничества с Visa и Mastercard на данном этапе обсуждения проекта не идет.

В самой госкорпорации на подробные вопросы “Ъ” о целях и деталях сделки ответили обтекаемо. “”Ростех” рассматривает вопрос сотрудничества с платежной системой “Юнион Кард” в рамках создания современного высокотехнологичного инструмента реализации социальной политики корпорации,— заявили там.— Все подробности о проекте в случае участия в нем корпорации будут освещены после подписания сторонами соответствующих документов”. В “Юнион Кард” и Новикомбанке от комментариев отказались.

Причин для стремления “Ростеха” использовать внутри своей корпорации российскую платежную систему может быть несколько, говорят собеседники “Ъ”. Во-первых, это защита от угрозы санкций. Госкорпорация “Ростех”, гендиректор которой Сергей Чемезов включен в самый жесткий санкционный лист США (SDN) в апреле 2014 года, интересовалась построением отечественной платежной системы с самого начала обсуждения этого проекта с весны прошлого года, рассказывают собеседники “Ъ”.

“В ходе встреч в правительстве представитель “Ростеха” предлагал использовать для построения национальной платежной системы свои наработки”,— вспоминает один из собеседников “Ъ”. Но Национальная система платежных карт создавалась без “Ростеха”. Ранее Сергей Чемезов упоминал, что перед РФ остро стоит вопрос импортозамещения критически важных технологий в области связи, телекоммуникаций, хранения и передачи данных.

С другой стороны, наращивая инвестиции в платежную систему, которая сейчас переживает не лучшие времена, “Ростех” может защитить и собственные интересы как совладельца родственной “Юнион Кард” компании-оператора “Национальные кредитные карточки” (НКК). В свое время ее создал АвтоВАЗбанк. По данным базы СПАРК, сейчас НКК на 99,9% принадлежит АвтоВАЗу, который сам на 74,5% принадлежит нидерландской Alliance Rostec Auto B.V. (совместное предприятие альянса Renault-Nissan (67,13%) и госкорпорации “Ростех” (32,87%)). Владельцами “Юнион Кард” сейчас выступают несколько юридических, в том числе офшорных, и физических лиц, формально не связанных с собственниками НКК, но обе компании выпускают совместную карту, и управляют ими одни и те же лица.

“Юнион кард” подходит на роль кэптивной платежной системы, отмечают эксперты. “Сейчас карты “Юнион Кард” практически не эмитируются, сеть их приема невелика. Еще недавно проект с точки зрения рынка был интересен тем, что только в сети приема “Юнион Кард” до недавнего времени обслуживались карты китайской платежной системы China Union Pay (CUP)”,— отмечает собеседник “Ъ” в банке–участнике “Юнион Кард”. В 2013 году китайская система вышла в РФ как самостоятельный игрок, и ряд банков уже эмитируют ее карты, а значит, система обслуживается в их эквайринговой сети (Газпромбанк, МТС-банк, Еврофинанс Моснарбанк и т. д.), и рыночный интерес к “Юнион Кард” снизился, добавляет он: не исключено, что в такой ситуации “Ростех” может воспользоваться уже существующими договоренностями между “Юнион Кард” и CUP для выпуска кобрендовых карт, чтобы ими можно было пользоваться за рубежом. “Владея контролем над платежной системой, госкорпорация сможет сама устанавливать тарифы в ее рамках, что намного удобнее, чем сотрудничать с чужой системой”,— указывает председатель совета директоров “Золотой короны” Николай Смирнов.

Ольга ШЕСТОПАЛ

Коммерсант: “ВИМ-Авиа” обложили кредиторы

Банки-кредиторы все активнее пытаются обанкротить авиакомпанию “ВИМ-Авиа”. Вслед за ВТБ иск об этом планирует подать крупнейший кредитор — Сбербанк, долг перед которым превышает 4,3 млрд руб. То, что “ВИМ-Авиа” оказалась среди немногих российских авиакомпаний, показавших рост в январе, не убедило кредиторов в ее платежеспособности. Но Росавиация уговорила банки не предпринимать активных действий, пока чиновники сами не оценят финансовое положение перевозчика.

Сбербанк планирует подать в суд заявление о банкротстве авиакомпании “ВИМ-Авиа”, сообщили источники “Ъ”. В банке подтвердили факт рассылки соответствующих уведомлений в отношении перевозчика и авиакомпании “Русское небо” (поручитель по долгам “ВИМ-Авиа”, аффилирована с ней, в конце 2014 года Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта компании). Долг “ВИМ-Авиа” перед Сбербанком превышает 4,3 млрд руб. Источник “Ъ”, близкий к нему, пояснил, что “ВИМ-Авиа” перестала обслуживать кредит в апреле 2014 года, “не предпринимает попыток урегулировать ситуацию, наращивает долги и проводит неочевидные с точки зрения экономической обоснованности операции с ценными бумагами”.

“ВИМ-Авиа” подконтрольна Светлане и Рашиду Мурсекаевым, парк — десять Boeing 757-200, четыре Airbus 319-111, выполняет рейсы из Домодедово по России и за рубеж. В 2014 году перевезла 1,6 млн человек (рост на 16%, 11-е место в России).

Долг “ВИМ-Авиа” перед Сбербанком еще не подтвержден судом, но изменения, внесенные в законодательство в конце 2014 года, позволяют требовать банкротства и до этого. Партнер адвокатского бюро “Инфра Лекс” Артем Кукин пояснил, что таким образом заявитель может сэкономить как минимум полгода и повысить шансы на успешный возврат средств. При этом Сбербанк уже получил ряд судебных решений о взыскании долга с поручителей — бенефициаров компании Светланы и Рашида Мурсекаевых, уточняет источник “Ъ”. В банке говорят, что подали иск о взыскании 700 млн руб. с гендиректора авиакомпаний “Башкортостан” (также поручитель по долгам “ВИМ-Авиа”, в процессе банкротства) и “Русское небо” Евгения Сюкрева. Сбербанк также считает необходимым провести расследование в отношении сделок, совершенных гендиректором “ВИМ-Авиа” Александром Кочневым, и, возможно, супругов Мурсекаевых. Источники “Ъ” утверждают, что банк может возбудить исполнительное производство, арестовать имущество господ Мурсекаевых и закрыть им выезд за границу.

В “ВИМ-Авиа” не стали комментировать отношения с банками-партнерами, но уверяют, что проблемы с кредиторами не повлияют на работу компании. С точки зрения производственных показателей она на фоне других участников рынка выглядит не так уж плохо — при общем падении перевозок в январе на 1,3% у “ВИМ-Авиа” рост составил 53,4% (до 107 тыс. человек). Источники “Ъ” на рынке полагают, что это произошло в первую очередь за счет пассажиров сокращающей полеты “ЮТэйр”.

Пока попытки кредиторов обанкротить “ВИМ-Авиа” не увенчались успехом даже в случае подтверждения долга судом. Так, в середине января соответствующий иск подавал ВТБ (см. “Ъ” от 23 января), но суд отказался принять его, хотя апелляционная инстанция подтвердила взыскание с авиакомпании $1,8 млн задолженности по кредитам банка, действует и решение о взыскании еще $970 тыс. (в ВТБ отказались от комментариев).

В Росавиации “Ъ” сообщили, что в пятницу ситуация в “ВИМ-Авиа” обсуждалась на специальном совещании с участием представителей авиакомпании, Сбербанка и ВТБ. По итогам ведомство решило провести собственную оценку финансового положения перевозчика. С банками достигнута договоренность не предпринимать резких действий против авиакомпании вплоть до окончания проверки, по итогам которой состоится повторное совещание.

Елизавета КУЗНЕЦОВА, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА

Коммерсант: У “Связного” нашлись новые связи

Максим Ноготков нашел альтернативную схему реорганизации своего бизнеса для расплаты по долгам. Альтернативным крупнейшему кредитору в лице группы ОНЭКСИМ претендентом на ритейлера “Связной” и компанию Enter может стать Муса Бажаев и его структуры. В обмен на опцион на активы им предлагается решить финансовые проблемы Связного банка сейчас. Реализации схемы уже началась, но против этого выступает ОНЭКСИМ и простого выхода из конфликта нет.

О том, каким способом владелец ГК “Связной” Максим Ноготков пытается разрешить ситуацию с утратой значительной части своих активов в пользу ОНЭКСИМа в уплату по долгам ГК перед ним, “Ъ” рассказали сразу несколько источников, знакомых с ситуацией. По их словам, так и не подписав документы о передаче консорциуму ОНЭКСИМа и НПФ “Благосостояние” сотового ритейлера “Связной” и компании Enter, господин Ноготков ведет переговоры об аналогичной сделке с теми же активами с совладельцем Финпромбанка Анатолием Гончаровым и связанным с ним бизнесменом — старым товарищем и партнером, собственником группы “Альянс” Мусой Бажаевым. “Причем небезуспешно”,— отмечает один из источников “Ъ”. По его словам, речь в ходе переговоров идет о возможном опционе на 90% Trellas Enterprises Limited (владеет “Связным” и Enter) в пользу господ Бажаева и Гончарова. “Пока окончательных договоренностей не достигнуто, но о том, что динамика в переговорах есть, свидетельствует факт получения Максимом Ноготковым финансирования от этих лиц и связанных с ними структур для банка на сумму 600 млн рублей”,— отмечает другой источник “Ъ”.

По данным “Ъ”, это финансирование оформлено в виде субординированного кредита Связному банку.

Факт получения субординированного кредита “Ъ” подтвердил предправления Связного банка Евгений Давыдович. “Речь идет о шестилетнем займе в сумме €11 млн под 6,5% годовых,— сообщил он.— На прошлой неделе ЦБ согласовал сделку. Таким образом, общая достаточность капитала банка поднимется выше 11% (с текущих 10,69% на 1 ноября при требуемом ЦБ минимуме в 10%.— “Ъ”)”. По оценкам господина Давыдовича, уже полученного субординированного кредита банку хватит на несколько месяцев для соблюдения нормативов ЦБ по достаточности капитала. Обсуждать, кто выступил кредитором, а также структуру сделки и ее возможные последствия он отказался, отметив лишь, что в схеме владения банком никаких изменений не произошло и основным владельцем по-прежнему является Максим Ноготков, и адресовал “Ъ” за разъяснениями к нему. Господин Ноготков подтвердил, что у Связного банка появился новый инвестор в лице совладельца Финпромбанка Анатолия Гончарова. По его словам, с господином Гончаровым он знаком, поскольку еще летом вел дискуссии о синергии своего актива Enter и его Wikimart. От дальнейших комментариев, в том числе относительно переговоров с Мусой Бажаевым, господин Ноготков отказался.

Впрочем, источники “Ъ” настаивают: именно господин Бажаев является одной из сторон текущих переговоров. Связь господ Гончарова и Бажаева косвенно прослеживается даже из официальной информации. Ранее господин Бажаев входил в число совладельцев Финпромбанка и числился в его совете директоров. Согласно раскрытым ранее банком сущфактам, 9 января 2013 года ЗАО “ИК “Альянс Капитал””, входящее в группу компаний “Альянс” Мусы Бажаева, продало 18,2% акций компании “Сибтранс”, бенефициаром которой является Анатолий Гончаров. В настоящий момент, согласно информации на сайте банка, господин Гончаров владеет 1,5% акций банка напрямую и еще 18,4% — через ООО “Сибтранс”. В том же году господин Бажаев покинул совет директоров банка.

Предоставленный кредит в 600 млн рублей — лишь часть обсуждаемых Максимом Ноготковым финансовых договоренностей. По сведениям “Ъ”, также обсуждается и докапитализация банка из тех же источников в течение нескольких месяцев на сумму более 3 млрд рублей. Деньги на это, а также на расплату с кредиторами ГК “Связной” в случае, если сотовый ритейлер и Enter, обремененные большой долговой нагрузкой перед ОНЭКСИМом и рядом банков (Сбербанк, Промсвязьбанк, МКБ), все-таки отойдут ему, у господина Бажаева есть. Осенью он продал НК “Альянс” (компания, занимающаяся добычей и нефтепереработкой) президенту Независимой нефтяной компании Эдуарду Худайнатову. Участники рынка оценивали сделку примерно в $3 млрд.

В подконтрольной господину Бажаеву группе “Альянс” официально ситуацию не комментируют. Однако источники “Ъ” в “Альянсе” подтверждают, что интерес к ряду активов Максима Ноготкова у него есть. “Банк его не интересует, но инвестиции в ритейл могут быть оправданны”,— сообщил один из собеседников “Ъ”. В такой ситуации финансовая поддержка банка в счет возможного опциона на получение ритейлера понятна, указывают собеседники “Ъ”. Это и в интересах господина Ноготкова, который всячески стремился сохранить за собой банк. По одной из версий, это и стало причиной конфликта между господином Ноготковым и ОНЭКСИМом. Банковские структуры последнего называли в числе претендентов на санацию Связного банка.

Происходящее однозначно невыгодно ОНЭКСИМу, договоренности с которым о передаче ритейлера “Связной” и Enter в уплату по долгам господин Ноготков пока так и не исполнил, хотя, по данным “Ъ”, срок уже истек. Как сообщал “Ъ” 13 ноября, именно структуры ОНЭКСИМа, являющегося крупнейшим кредитором ГК “Связной”, рассчитывали получить активы. И для этого были основания: в ноябре стало известно, что по данному кредиту в размере около $100 млн компания допустила дефолт (см. “Ъ” от 10 ноября), следствием которого и стали так и не выполненные договоренности о передаче тех же самых 90% Trellas Enterprises Limited.

Учитывая, что часть Trellas Enterprises Limited заложена по кредитам структурам ОНЭКСИМа, он с большой долей вероятности будет бороться за свои права как залогодержателя, ведь получить контроль над активами гораздо эффективнее, нежели стоять в очереди кредиторов, указывают источники “Ъ”. Связаться с главой ОНЭКСИМа Дмитрием Разумовым и главой НПФ “Благосостояние” Юрием Новожиловым не удалось. Впрочем, вряд ли им неизвестно о переговорах господина Ноготкова с новыми потенциальными инвесторами. Во всяком случае, совладелец и член совета директоров подконтрольного ОНЭКСИМу банка “Ренессанс Кредит” Евгений Юрченко — по его же собственным словам, “давний друг” владельцев Финпромбанка — об этом знает непосредственно от Анатолия Гончарова.

Источники, знакомые с ситуацией, указывают, что дискуссия сторон может перейти в более агрессивное и даже публичное русло уже в конце этой недели. При этом, по данным “Ъ”, со стороны ОНЭКСИМа не исключены иски об обращении взыскания на залог в виде акций Trellas. В такой ситуации перспективы нового претендента на основной актив господина Ноготкова, возможную сделку с которым тот противопоставляет сделке с ОНЭКСИМом, неочевидны. Однако самой передаче акций Trellas новому получателю их залог не препятствует, считает партнер компании “Яковлев и партнеры” Игорь Дубов, до тех пор пока на эти акции не обращено взыскание.

Дополнительно ситуацию осложняет тот факт, что структуры господина Ноготкова должны не только ОНЭКСИМу. Передача кому-либо 90% Trellas Enterprises Limited означает, что получателю подконтрольных этой структуре активов перейдут и обязательства перед прочими кредиторами. Для такой передачи нужно их согласие на сделку. По неофициальным данным, долг перед Сбербанком, Промсвязьбанком и МКБ превышает 20 млрд рублей. В Сбербанке и МКБ от комментариев отказались. По данным источников “Ъ”, ряд кредиторов знают о новой сделке и не возражают. В Промсвязьбанке сообщили, что пока получали предложение только об одном возможном покупателе — альянсе НПФ “Благосостояние” и ОНЭКСИМа.

Елена КОВАЛЕВА, Юлия ЛОКШИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Владислав НОВЫЙ, Кирилл МЕЛЬНИКОВ