Стремление к увеличению установленных тарифов каско практически для всех марок автомобилей наблюдается в течение последних лет. Данная ситуация обусловлена вполне объективными причинами. Одной из таковых можно считать повышение цен на запасные части в связи с девальвацией рубля. Диапазоны увеличения цен характеризовались значительной стоимостной амплитудой от 20 до 50 процентов.

Статистическая информация Центрального банка Российской Федерации соотношения совокупной премии по КАСКО к совокупной страховой сумме позволяет сделать следующий вывод, что средний рыночный тариф для физических лиц в первые три месяца 2015 года относительно первых трех месяцев 2014 года увеличился на 6 процентов, а для юридических лиц — на 20 процентов (с 2,9% до 3,5%).

Причинами расхождения сведений предоставляемых страховщиками со сведениями официальных статистических данных можно считать следующие:

  • Приобретение физическими лицами полисов каско с определенным размером франшизы. В свою очередь, взгляды юридических лиц на подходы в области страхования остались неизменными.
  • Большинство страховщиков не стали увеличивать тарифы, что в современных экономических условиях не является разумным.
  • Отказ молодых водителей, в отношении которых используются высокие тарифы, от приобретения каско, что для не кредитных автомобилей является наиболее вероятным.

Возможность изменения направленности рынка в сторону наименее рисковых автомобилей маловероятен в связи с тем, что невысокий тариф предусмотрен для машин с более высокой стоимостью, а средняя сумма в области страхования за двенадцать месяцев практически не менялась. Статистические данные продаж новых автомобилей не поддерживают эту гипотезу. Имеющиеся сведения позволяют согласиться или отрицать лишь вторую версию.

Известный банковский портал в целях разрешения сложившейся ситуации провел анализ стоимости каско у ведущих страховщиков. Исследованию подверглись наиболее продаваемые в Российской Федерации в первые три месяца 2015 года автомобили. Расчет осуществлялся при помощи калькулятора каско Финарена.ру в отношении двадцати четырех страховых компаний. В качестве страховщиков выбраны тридцать ведущих организаций по сборам каско в 2014 г. Важным аспектом является и то, что из списка были ликвидированы организации с отозванным или приостановленным разрешением, а также те организации, которые в настоящий момент не осуществляли страхование каско. В исследование были включены СК «Независимость» и «Тинькофф Страхование» в связи со стремительным продвижением продуктов каско в глобальной сети Интернет.

В целях проведения расчетов использовались следующие критерии:

  • марки/модели автомобилей — TOP-25 самых реализуемых автомобилей в РФ в I полугодии 2015 года, согласно данным АЕБ;
  • автомобили новые, выпущенные в 2015 году и приобретенные за наличные денежные средства;
  • страховые суммы на базовую комплектацию на основании официальных сайтов дилеров;
  • территориальная область — город Москва;
  • без франшизы, без сигнализации и иных противоугонных устройств;
  • оплата — единовременно;
  • риски — угон автомобиля и прочие разновидности ущерба;
  • срок страхования — 1 год.

Период проведения исследования с 1 по 14 августа 2015 года. Вычисления произведены в двух вариациях. Первый расчет — водитель мужчина, тридцать пять лет, стаж вождения — 10 лет, семейное положение — женат, имеются дети. Второй расчет — водитель мужчина, восемнадцать лет, стаж вождения — отсутствует, семейное положение — холост, детей не имеет.

На сайте представлена таблица, которая отражает предложения пяти страховщиков. Причем 4 организации предлагают низкие средние тарифы по анализируемому виду транспорта и одна организация — высокий средний тариф.

Данные таблицы представлены по двум направлениям:

  • В отношении автомобилей — количество реализованных автомобилей в первые три месяца 2015 года.
  • В отношении страховых организаций — в порядке увеличения среднего тарифа на все виды автомобилей.

Таблица 1.

Предложения каско для опытных водителей

 

Наименование организации

«Ренессанс страхование»

«Росгосстрах»

«Либерти Страхование»

«МАКС»

«Сургутнефтегаз»

Марка/модель автомобиля

Место по сборам каско в 2014 году

7

2

22

14

26

Стоимость базовой комплектации, в рублях

Тариф каско, в %

261 600

3,25

7,99

10,54

8,00

24,00

Lada Granta

475 100

4,38

9,31

8,35

9,83

19,60

Hyundai Solaris

459 900

4,33

8,93

6,33

9,83

20,80

KIA Rio

342 800

3,18

9,05

6,42

7,43

24,00

Lada Kalina

554 900

5,28

10,08

7,98

8,13

18,54

Volkswagen Polo

429 000

5,22

7,58

9,99

11,08

23,65

Renault Logan

584 000

2,95

6,05

5,45

6,71

14,03

Renault Duster

335 000

5,37

3,05

7,11

5,15

н/д

Lada 4×4

399 000

2,73

6,41

9,98

8,00

24,00

Lada Largus

1 160 000

6,10

10,20

7,75

11,17

17,07

Toyota Camry

998 000

3,63

6,83

7,21

7,72

12,08

Toyota RAV4

429 000

6,09

10,27

9,16

11,73

19,86

Nissan Almera

376 000

3,98

11,52

11,74

9,17

н/д

Datsun on-DO

449 000

7,11

2,88

6,12

4,56

11,71

Chevrolet Niva

399 000

4,25

7,97

7,84

11,08

14,03

Renault Sandero

355 000

4,62

8,45

10,70

8,00

24,00

Lada Priora

559 000

7,64

10,08

7,88

10,22

13,65

Skoda Rapid

1 069 900

2,57

4,71

4,40

4,70

8,33

Hyundai ix35

816 000

3,26

6,69

7,31

8,23

12,83

Skoda Octavia

999 000

3,95

4,50

8,05

6,00

8,60

Nissan X-Trail

924 900

2,69

5,21

4,92

6,12

8,88

KIA Sportage

559 900

3,93

7,58

6,37

8,41

12,77

KIA Cee'd

499 000

2,25

5,94

5,10

4,13

17,35

UAZ Patriot

1 110 000

4,38

6,33

9,20

6,64

11,63

Mazda CX-5

419 000

4,55

н/д

8,19

9,68

16,78

Daewoo Gentra

Наличие франшизы

Франшиза 20 000 руб. по всем автомобилям (искл.: Chevrolet Niva, Lada 4×4, Skoda Rapid)

нет

нет

нет

нет

 

Средний тариф, в %

4,31

7,40

7,76

8,07

16,44

 

н/д — расчет, с учетом запрашиваемых параметров, не может быть осуществлен

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о том, что самый минимальный средний тариф для водителей, имеющих большой стаж вождения, предлагает СК «Ренессанс страхование». Этот факт во многом обусловлен включением в расчет обязательной франшизы в размере двадцати тысяч рублей. В том случае если при расчете франшиза автоматически не включается, то предложения являются не очень выгодными для владельцев автомобилей, так как при таком положении дел предложения достигают уровня конкурентов или даже его превышают.

Подводя итог, можно констатировать, что предложение такой компании как «Ренессанс страхование» считается самым низким в отношении всех автомобилей за исключением Nissan Almera и Skoda Rapid. Для этих марок автомобилей наиболее выгодными предложениями можно считать предложения таких компаний как «Инвестиции и финансы» и ЖАСО.

По размеру среднего тарифа второе место занимает предложение ООО «Росгосстрах». Данная компания предлагает средние тарифы значительно выше тарифа «Ренессанс страхования», но в расчет франшиза не входит. Исследование статистических данных позволяет говорить о том, что средний тариф ниже десяти процентов предлагают всего 16 организаций из 24, т.е. тарифы 8 организаций находятся рядом к заградительным.

Заградительными тарифами характеризуются следующие компании: МСК, «УралСиб», «Сургутнефтегаз», «СОГАЗ». Первые три организации показывают убыточный портфель в области автострахования, а для четвертой розничное страхование автомобилей является не профильным.

Наибольший интерес вызывает то, что в списке с самыми высокими тарифами присутствуют СК «Независимость» и ГСК «Югория». Для данных организаций страхование в данной области является одним из основных направлений их деятельности. Очевидным является тот факт, что конкурировать с таким уровнем тарифов на рынке страхования автомобилей достаточно сложно, так как сегмент недорогих машин у данных организаций находится не на первых местах. Необходимо отметить, что в расчете СК «Независимость» дополнительно используется в обязательном порядке франшиза в размере 15 тысяч рублей.

Пятерка лидеров рынка КАСКО по сборам в 2014 г., которые занимают свыше 50 процентов на данном рынке, предлагают схожие тарифы. Без учета компании «Росгосстрах» наиболее выгодные тарифы предлагают «Согласие» и ВСК (в зависимости от категории и марки/модели автомобиля), но по некоторым моделям авто ниже тарифы таких компаний как: «Ингосстраха» и «РЕСО-Гарантии». Из все организаций только 5 осуществляют включение в расчет франшизы, но определенный перечень компаний использует ее абсолютно для всех автомобилей без какой-либо детализации, а некоторые — только для отдельных. Подходы к франшизе значительно различаются: «СОГАЗ» устанавливает франшизу в размере 2 или 3 процентов в зависимости от цены на данный автомобиль, франшизы «АльфаСтрахования» и СК «Эрго Русь» зависят также от стоимости авто, но размер франшизы возрастает в результате достижения фиксированной стоимости. В свою очередь, франшизы «Ренессанс страхование» и «Независимости» являются идентичными для всех авто.

Самые низкие тарифы, которые применяются организациями для запрашиваемого отбора машин, распределены среди 6 автомобилей. Значительное число организаций (их количество составляет — 9) предлагают низкий тариф для Hyundai ix35 (самый низкий от «АльфаСтрахования», составляющий — 3,76%), 6 организаций — для Chevrolet Niva (самый низкий тариф 2,88% от «Росгосстраха»), 4 организации — для UAZ Patriot (2,25% от организации «Ренессанс страхования»), 3 организации — для Lada 4×4 (3,82% от «Росгосстраха») и по одной — для KIA Sportage (5,67% от Объединенной страховой компании) и Nissan Almera (5,02% от организации «Инвестиции и финансы»). Особенный интерес вызывает предложение СК «Инвестиции и финансы» для Nissan Almera. Это связано с тем, что данный автомобиль является лидером по числу предложенных максимальных тарифов.

Исключительно для автомобиля Almera одиннадцать страховщиков предложили высокий уровень тарифа. Наибольший из них составляет 25,76% от «УралСиб», а тариф , который меньше 10% по этой модели авто предлагает исключительно «Ренессанс страхование», включающая в расчет франшизу. Помимо Nissan Almera самые высокие тарифы были применены в отношении 6 автомобилей: Datsun on-DO от пяти компаний (16,86% от МСК), Lada Granta — от трех (24,02% от «Независимости»), Daewoo Gentra — от двух (14,03% от «Энергогаранта»), а также по одной организации были применены максимальные ставки для Lada Priora (22,78% от ЖАСО), Mazda CX-5 (12,49% от СК «Инвестиции и финансы»), Skoda Rapid (7,64% от «Ренессанс страхования»).

Самые низкие средние тарифы из всей линейки исследуемых автомобилей характерны для класса «паркетников», или полноприводных автомобилей. В количестве 9 представителей этих классов вошли в десятку минимальных предложений. Выделим тройку лидеров по данному тарифу: Hyundai ix35, Chevrolet Niva, KIA Sportage. Список из 25 автомобилей закрывают Toyota Camry (12,13%), Lada Priora (12,6%) и Nissan Almera (14,64%). Самый низкий тариф из всех предложенных для установленных параметров исследования составляет 2,25% от организации «Ренессанс страхования» для UAZ Patriot, а самый высокий — 25,76% от «УралСиб» для Nissan Almera.

Таблица 2.

Предложения каско для молодых водителей

 

Наименование организации

«Тинькофф Страхование»

«Энергогарант»

«МАКС»

«Ренессанс страхование»

Объединенная страховая компания

Марка/модель автомобиля

Место по сборам каско в 2014 году

141

15

14

7

20

Стоимость базовой комплектации, рублей

Тариф каско, в %

261 600

10,81

н/д

12,08

11,50

46,00

Lada Granta

475 100

14,19

14,47

16,26

16,72

66,00

Hyundai Solaris

459 900

13,69

14,10

16,57

16,54

60,00

KIA Rio

342 800

7,49

н/д

11,26

10,82

46,00

Lada Kalina

554 900

14,13

13,90

13,26

20,23

60,50

Volkswagen Polo

429 000

14,01

17,85

18,44

20,00

65,00

Renault Logan

584 000

9,15

9,71

11,14

10,69

43,00

Renault Duster

335 000

5,61

н/д

7,45

8,21

н/д

Lada 4×4

399 000

10,48

н/д

12,08

9,24

49,00

Lada Largus

1 160 000

14,38

13,97

20,29

17,37

65,00

Toyota Camry

998 000

10,61

9,15

11,89

12,64

54,50

Toyota RAV4

429 000

19,14

19,74

19,73

23,44

60,50

Nissan Almera

376 000

н/д

14,05

13,67

13,42

66,00

Datsun on-DO

449 000

5,84

7,89

7,09

12,22

31,50

Chevrolet Niva

399 000

10,58

15,12

17,13

16,35

60,50

Renault Sandero

355 000

12,06

н/д

12,08

15,79

56,00

Lada Priora

559 000

8,94

10,34

17,02

14,34

46,00

Skoda Rapid

1 069 900

7,23

8,79

8,57

9,03

31,50

Hyundai ix35

816 000

10,47

10,88

15,45

11,63

49,00

Skoda Octavia

999 000

10,22

10,11

10,55

14,29

43,00

Nissan X-Trail

924 900

8,04

7,88

11,22

9,40

31,50

KIA Sportage

559 900

11,47

11,84

14,07

14,23

49,00

KIA Cee'd

499 000

н/д

8,81

6,26

6,29

34,50

UAZ Patriot

1 110 000

10,41

11,24

12,15

15,03

49,00

Mazda CX-5

419 000

12,59

20,12

16,24

17,40

54,50

Daewoo Gentra

Наличие франшизы

Франшиза 10 000 руб. по всем автомобилям

Франшиза 30 000 руб. по всем автомобилям

Франшиза 10 000 руб. по всем автомобилям

Франшиза 20 000 руб. по всем автомобилям (искл. Chevrolet Niva)

нет

 

Средний тариф, в %

10,94

12,50

13,28

13,87

50,73

 

н/д — расчет, с учетом запрашиваемых параметров, не может быть осуществлен

Анализ таблицы показал, что тарифы для молодых и неопытных водителей значительно выше, чем для опытных. Исследуемые организации имеют различные подходы к тарификации неопытных водителей: ОСК предлагает средний тариф в 5,56 раза выше аналогичного тарифа для опытных, ВСК — в 4,09 раза. Примерно одинаковое увеличение предлагают «Ренессанс страхование», «УралСиб», МСК и др.

Можно выделить 4 лидера на данном рынке страхования, а также компанию, которая на немного отстает от них «АльфаСтрахование», увеличивающие тариф в 2,14 — 2,62 раза. Незначительное повышение (в 1,21 раза) у «Тинькофф Страхования», «Энергогаранта» (в 1,36 раза) и «МАКС» (в 1,65 раза). Исследуемые организации в расчет включают франшизу, которая отсутствовала в их предложениях для опытных водителей. Примером могут являться такие организации как: «Тинькофф Страхование» и «МАКС» включающие в собственные предложения обязательно франшизы в размере 10 тысяч рублей для всех автомобилей, а «Энергогарант» — 30 тысяч рублей.

Предложения организаций для водителей, имеющих большой стаж характеризуются увеличением числа организаций до 10, которые по умолчанию включают в расчет франшизу. В свою очередь, можно констатировать, что подход к франшизам у организаций, включающих франшизы в расчет для водителей, имеющих большой стаж, не изменился, исключением является СК «Эрго Русь». Произошли незначительные изменения, связанные с тем, что применяемая ранее франшиза использовалась и рассчитывалась в зависимости от стоимости автомобиля, то теперь для всех авто применяется единая франшиза, составляющая — 20 тысяч рублей. Кроме «Тинькофф страхования», «Энергогаранта» и «МАКС», франшизу в расчет включила также организация «Интач Страхование» в размере 10 тысяч рублей для всех автомобилей.

Пятерка организаций, которые предлагают минимальный средний тариф по анализируемой группе автомобилей, включает:

  • «Тинькофф Страхование» (10,94%),
  • «Энергогарант» (12,5%),
  • «МАКС» (13,28%),
  • «Ренессанс страхование» (13,87%)
  • «Росгосстрах» (15,21%).

Для пятнадцати автомобилей минимальным, т.е. наиболее выгодным, является предложение «Тинькофф Страхования»; для трех — предложение «Энергогаранта»; для двух — «МАКС» и «Ренессанс страхование». В свою очередь, «Росгосстрах» предлагает наиболее выгодный тариф для Nissan X-Trail, «Эрго Русь» — для Skoda Octavia, «Инвестиции и финансы» — для Nissan Almera. Всего 4 организации предлагают средний тариф для всех автомобилей — ниже пятнадцати процентов и 9 компаний — не свыше двадцати процентов.

Из всей линейки исследуемых автомобилей лишь для 12 из них доступен тариф ниже 10 процентов, а без франшизы — только по 4-м (Chevrolet Niva, Lada 4×4, Hyundai ix35 и Nissan X-Trail). По 12 исследуемым автомобилям также доступен тариф от 10 до 15 процентов. Самый низкий тариф для Nissan Almera составляет 18,31 процентов. Однако следует отметить, что тарифы в установленных диапазонах предлагают не все организации, а лишь единичные. Анализ данных таблицы показал, что всего по 7 моделям средний тариф по всем страховым организациям оказался ниже 20 процентов.

Проведя анализ первой десятки лидеров можно с полной уверенностью констатировать, что по сборам тариф, который располагается в пределах, предполагающих возможность покупки полиса, имеется исключительно у «Ренессанс страхование» и «Росгосстраха». В свою очередь, тарифы оставшихся лидеров рынка явно не предполагают заключения контракта. Возможно, это связано с тем, что организации или не ориентированы на неопытных водителей, или же им предлагают франшизу с самым высоким тарифом.

Некоторые изменения претерпела десятка автомобилей с самым высоким уровнем тарифов: наряду с представителями класса «паркетников» входят Lada Kalina, Skoda Rapid и Lada Largus. Этот факт обусловлен высоким уровнем франшизы в зависимости от цены на машину. Невысокие тарифы применимы для таких автомобилей как: Lada 4×4, UAZ Patriot и Hyundai ix35. Для UAZ Patriot минимальный тариф предлагает компания «МАКС». Семь организаций предлагают низкий тариф для Chevrolet Niva и Hyundai ix35. В свою очередь, 12 организаций из 24 предлагают самый высокий тариф для Nissan Almera.

Особой необходимости в описании максимальных тарифов нет, так как у пятнадцати страховщиков средний тариф по группе автомобилей превышает 20 процентов, тарифы для некоторых авто у различного ряда страховщиков выше 50 процентов, в определенных случаях доходят и до 80 процентов. Безусловно, о заключении договоров/контактов на таких условиях не может идти речи.

Подводя итог по результатам исследования официальных статистических данных и данных предоставленных страховщиками, можно сделать соответствующие выводы:

  • Значительное число контрактов по недорогим автомобилям заключается с применением франшизы.
  • Приобретение нового бюджетного автомобиля не опытными водителями сопровождается отказом от заключения КАСКО, потому что данная процедура слишком дорогая или приобретение полисов осуществляется с сильно ограниченным покрытием, так как размер франшизы в основном недостаточен для получения оптимально выгодного тарифа.
  • Приобретение автомобиля особенно в кредит должно сопровождаться анализом предлагаемых на рынке тарифов КАСКО, так как стоимость может оказаться очень высокой.

Анализ проведен и подготовлен порталом Банки.ру

Полезные материалы по теме:

«Страховые компании Москвы»

«Обзор кредитов на иностранные автомобили стоимостью выше 2 млн рублей»