С 2017 года в России начали действовать новые требования, касающиеся процедуры взыскания задолженности с граждан. Изменения должны существенно упростить процесс взаимодействия должников и кредитных учреждений. Сегодня мы расскажем о том, как правильно общаться с представителями коллекторской службы, если по вашему кредиту имеется просроченная задолженность.

8 советов должнику банка

Никогда не соглашайтесь сотрудничать с коллектором, если он не подтвердил свое отношение к специализированной компании.

Согласно новому закону, возвратом задолженности занимается специализированная организация, которая занесена в государственный реестр и отвечает установленным стандартам. Список всех законных «коллекторов» можно найти на официальном сайте Роскомнадзора.

Если на вас оказывают давление подозрительные люди и у вас есть предположение, что это представители коллекторской службы, тогда следует обратиться в полицию. Это необходимо сделать, когда вам часто приходят на телефон сообщения или совершаются звонки с угрозами.

Заниматься взысканием имеют право кредитные организации и официально зарегистрированные коллекторские компании. Деятельность иных структур или людей признается незаконной. Стоит отметить, что теперь кредитору нельзя самостоятельно выходить на контакт с должником. Запрещается общаться через электронную почту, отправлять сообщения любого формата, договариваться о встречах и вести разговоры по телефону. Нарушитель данного требования будет вынужден заплатить административный штраф. Для частного лица он составляет 50 — 500 тысяч рублей, должностному лицу предъявят от 100 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификацию на 6 — 12 месяцев, штраф для организации-нарушителя варьируется в пределах 200 тысяч — 2 млн. рублей.

Если к вам обратился кредитор, проверьте его наличие в реестре, что подтверждает право требовать долг.

Согласно правилам закона, деятельность по возврату долгов у специализированных компаний должна числиться основной и обязательно находиться в общем реестре. На данный момент в нем находится 29 организаций, однако постепенно их количество будет увеличиваться.

Кредитору при оформлении займа необходимо иметь договор страхования ответственности за причинение убытков, возникающих при возврате задолженности. Страховая сумма не должна быть меньше 10 миллионов рублей. Еще одно новое требование — наличие официального сайта у взыскателя долга и программного обеспечения установленного стандарта. Без выполнения этих условий «коллектор» не сможет попасть в реестр.

Необходимо проверить кредитора на соответствие принятым стандартам. Зарегистрирован ли он в как АО, ООО, ПАО и достигает ли сумма чистых активов отметки в 10 миллионов рублей. Возврат просроченной задолженности должен быть прописан в учредительных документах как основной вид деятельности компании. Указанная информация доступна в открытых источниках.

На основании административного взыскания не может быть инициирована дисквалификация генерального директора подобной организации. Его лишают права замещать должности, быть членом совета директоров и заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с управлением юридических лиц.

После выполнения проверки следует внимательно ознакомиться с условиями договора, которые касаются возможной перепродажи долга иному кредитору (важный пункт).

Теперь многие коллекторские службы не соответствуют установленным стандартам и не имеют права требовать со своих клиентов возврата просрочки по кредиту. Поэтому они начнут передавать ее зарегистрированным организациям. Закон не запрещает такой процедуры, но подобная уступка должна обязательно быть утверждена в договоре займа.

Для максимально безопасного сотрудничества должнику следует знать все особенности возврата задолженности. Достаточно просто внимательно изучить кредитный договор. Финансовая организация может указать в нем возможность дальнейшей уступки требований сторонним компаниям. На стадии оформления заемщик имеет право отказаться от подписания такого документа или попросить исключить данный пункт. Специалисты кредитной организации должны еще на стадии составления всей документации рассказать заемщику о подобных нюансах.

Если личное общение с кредитором не складывается, тогда лучше «передать» эту функцию определенной компании или человеку.

Заемщику разрешено отказаться от личного общения с коллекторской фирмой. Весьма логичное действие, поскольку очень проблематично спокойно обсуждать варианты решения проблем, находясь в сложной ситуации. Сейчас переговорами может заняться официальный представитель должника (адвокат или специализированная компания). Уведомить кредитную организацию об отказе следует заблаговременно.

Отправить свое решение стоит через заказное письмо с услугой «уведомление о вручении». Важно знать, что заемщик имеет право отказаться коллекторам в личном общении только когда прошло четыре месяца с момента появления первой просрочки.

Обратите внимание, когда звонят кредиторы.

Согласно нормам закона, им запрещено совершать звонки в будни с 22:00 до 8:00 и в отрезке 20:00 — 9:00 на выходных. Проводить личные встречи разрешается один раз в неделю, а телефонные разговоры происходят максимум 1 раз в сутки и 2 раза в неделю. Встречи и звонки запрещено осуществлять в отношении несовершеннолетних людей, банкротов, граждан с первой группой инвалидности, недееспособных или находящихся в больнице лиц.

Узнайте, как правильно оформить и отправить официальное письмо.

Сегодня большое количество кредитных организаций не имеет собственных офисов. Операторы могут сообщить о том, что в организации отсутствует отдел приема клиентов. Еще могут ответить так: «Присылайте ваше письмо на наш e-mail». В таком случае лучше снова настоятельно попросить оператора предоставить почтовый адрес организации, уведомив о том, что отсутствие возможности отправки корреспонденции является нарушением действующего законодательства. Письмо, отправленное на электронную почту, не является официальным уведомлением, на основании которого будет утвержден отказ от общения. Система безопасности почтового сервера способна автоматически определить такое письмо как «спам» и удалить его. Потом вы не докажете, что уведомили кредитную организацию о своем решении и действовали в рамках установленных правил.

Также разрешается через официальное заказное письмо аннулировать разрешение на взаимодействие кредитора с третьими лицами по вопросу взыскания задолженности. Тогда финансовые компании не будут им звонить и отправлять письма.

Необходимо своевременно обращаться в суд, если есть факты нарушения правил.

Благодаря простому доступу к реестру заемщик способен в любой момент проверить законность действий коллектора. Если организация отсутствует в списке, то можно смело обращаться в судебные инстанции или отправлять запрос в прокуратуру.

Еще до принятия новых правил деятельности коллекторских служб были ситуации, когда должнику через суд удавалось оспорить передачу долга третьей стороне. В одном из подобных случаев взысканием долга занималась компания, у которой отсутствует лицензия на ведение соответствующей деятельности. Фирма работала по схеме обычных коллекторов. После расследования апелляционный суд подтвердил незаконность подобной операции. В этом случае заемщику помогли два фактора: коллектор не имел права заниматься таким видом деятельности, поскольку отсутствовала соответствующая лицензия, и в кредитном договоре не было пункта о возможности передачи долга.