Современные пользователи интернета, пожалуй, легко согласятся с мнением Герберта Уэллса, подарившим читателям афоризм «Реклама — это узаконенная ложь». Это касается всех областей существования человека, начиная с товаров народного потребления, и заканчивая не слишком востребованными бытовыми услугами. Но, пожалуй, особое место в жизни каждого жителя России занимает банковская реклама.

Наши соотечественники впервые столкнулись с этим видом продвижения современных финансовых услуг не так давно, однако, уже успели привыкнуть к нему. Жизненный опыт подсказывает нам, что не стоит верить всему, о чем говорится с экранов телевизоров, интернета и страниц газет. Но как заманчивы обещания рекламщиков, призывающие население оформлять кредиты или займы на совершенно фантастических условиях! Стоит ли покупаться на них? Попробуем разобраться.

Самые известные рекламные банковские ходы

Кредитование ничем не отличается от других видов услуг, и банковские программы нуждаются в грамотной рекламе не меньше, чем продукты остальных учреждений. Однако не стоит забывать о том, что в любом тексте, красочно описывающем продукцию современных финансовых компаний, всегда есть скрытый подтекст. Умение разбираться в условиях предоставления денежных средств может стать решающим при оформлении кредита или займа. Какие моменты, содержащиеся в современной банковской рекламе, могут ввести в заблуждение потенциального заемщика?

«У нас вы можете взять ссуду под процентную ставку от 8%!». Следует помнить о том, что стоимостные параметры кредитов и займов, указанные в рекламных проспектах банков и МФО, в большинстве случаев включают в себя только минимально возможные значения. Реальные процентные ставки, как правило, на несколько пунктов выше. Причем выясниться это может гораздо позже — в момент оформления сделки. С чем связаны такие значительные расхождения?

Следует отметить, что подобная банковская реклама все-таки содержит определенную долю правды. Озвученные процентные ставки действительно доступны посетителям финансовых учреждений. Однако попасть в разряд счастливчиков достаточно сложно. Чаще всего наиболее привлекательные условия ожидают клиентов, причисленных к VIP-категориям.

Необходимо учитывать: в каждом банке имеется свой перечень привилегированных пользователей, при этом чаще всего в список включаются физические лица, систематически получающие заработную плату на карточные счета конкретного финансового учреждения. К VIP-клиентам могут быть причислены любые предприятия по усмотрению руководства кредитной компании, например, сотрудники организаций, получающие финансирование из бюджета, т.е. «бюджетники». Перед подачей документов рекомендуется ознакомиться с перечнем «льготников» в офисе выбранного банка.

«Чтобы оформить кредит в нашем банке, вам не потребуются поручители и залог!». Большинство финансовых организаций действительно выдает ссуды и займы без обеспечения, как и сказано в рекламе. Однако существует ряд банков, которые соглашаются кредитовать физических лиц только при условии поручительства ближайших родственников.

Разумеется, рекламная продукция финансовой компании такой информации не содержит. О необходимости привлечения поручителя или предоставления имущества в залог клиент может узнать только после предварительного одобрения сделки кредитным комитетом банка.

Следует иметь в виду: чаще всего такие кредиты выдаются без проведения финансового анализа платежеспособности физического лица и оценки стоимости залогового имущества, однако, срок рассмотрения обращения все равно может увеличиться на несколько дней.

«Благодаря шикарному льготному периоду, пользоваться деньгами в нашем банке можно почти бесплатно!». Этот вид рекламы, рассчитанный на владельцев «кредиток», тоже содержит в себе лишь часть правды. Утвержденный банком льготный период позволяет клиенту расходовать заемные средства без уплаты процентов только в определенный промежуток времени, который чаще всего составляет 50-60 дней.

Отсутствие информации о тарифах и сроках кредитной программы, а также элементарная финансовая неграмотность может стать причиной несвоевременного внесения платежей и возникновению просроченной задолженности.

Информация для размышления: многие владельцы кредитовых банковских карт, заблуждаясь, считают, что ответственности за несоблюдение сроков внесения платежей по «кредиткам» нет. Однако, как и в случаях невозврата классических банковских ссуд, каждому пользователю придется столкнуться с малоприятными штрафными санкциями и появлением негативной информации о своей деловой репутации в базе БКИ.

«У нас нет скрытых комиссий и платежей!». Значительная часть банков добросовестно выполняет свои обещания, озвучивая клиентам суммы дополнительных расходов в момент подачи заявки. Однако всегда существует вероятность, что важная информация будет доведена до пользователя только при подписании кредитного договора, когда отказываться от услуг уже не совсем удобно.

Это важно: сведения о дополнительных платежах содержатся в расчете ПСК — банковском документе, раскрывающем полную стоимость кредита. Необходимо внимательно ознакомиться с этой бумагой до подписания основного договора. Наличие пунктов «Расходы на оплату услуг страховой компании», «Плата за ведение ссудного счета» и др. непременно должно насторожить потенциального заемщика.

P.s. Банковская реклама, несмотря на скрытые от пользователя моменты, свою функцию выполняет. Поэтому чем скорее заемщики научатся «считывать» из нее всю важную информацию, тем проще им будет ориентироваться в многообразии кредитных продуктов.