Часто при расчете между поставщиками и покупателями последним предоставляется отсрочка оплаты товара. Производитель, соглашающийся на отсрочку, более привлекателен для потребителей товаров и услуг и в некоторых случаях это существенный срок. На это время деньги выпадают из оборота компании-поставщика. Выходом из подобной ситуации может послужить факторинг.
Сущность его заключается в том, компания-поставщик товаров или услуг фактически продает свои дебиторские задолженности третьему лицу.
В схему факторинга входят 3 участника:
— кредитор (фирма, в пользу которой образовалась задолженность);
— дебитор (контрагент, пользующийся отсрочкой платежа);
— фактор (компания, которая должна произвести оплату).
Фактором может выступать банк или специализированная факторинговая компания. Предоставляемые средства берутся за счет кредитования или из собственных финансов, т. е. уставного капитала на начальной стадии и прибыли в дальнейшем.
Факторингом не могут воспользоваться убыточные или признанные банкротами предприятия, также фирмы, проводящие бартерные сделки, работающие по предоплате или получающие расчет по завершению определенных этапов работ. Так же откажут в факторинговом обслуживании физическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица, не занимающимся производством продукции или оказанием услуг.
Практикуется регрессивный (когда факторе в установленные сроки не получил платеж от дебитора и деньги должно вернуть предприятие-производитель) и безрегрессивный факторинг (в случае неуплаты дебитором задолженности кредитор ничего не возмещает). Стоимость услуг безрегрессивного факторинга значительно выше из-за связанных с ним рисков.
В целом процесс факторинга включает несколько этапов. Предприятие продает товары или предоставляет услуги потребителю с оговоренной отсрочкой платежа, затем передает факторинговой компании документы о возникновении дебиторской задолженности, на основании которых получает средства в размере от 70 до 95% этой суммы. По истечении отсрочки дебитор оплачивает долг и предприятие получает остаток средств, выплатив комиссию за факторинговые услуги.
Факторинг не является кредитной нагрузкой на предприятие, не требует залога, а лишь оценки бизнеса клиента и его контрагентов, тогда как при кредитовании требуется не только залог, но и поручительство.
Выгодным отличием факторинга от кредита является возможность непрерывного оборота капитала в компании. Это позволяет сделать бизнес более стабильным, увеличить оборот предприятия и соответственно, его прибыль и меньше зависеть от регулярности платежей покупателей.
Так же из плюсов факторинга можно отметить его возобновляемость, т. е., клиент получает финансирование на основании дебиторской задолженности каждый раз, когда таковая возникает, в то время как кредитные средства доступны только единожды по одному кредитному договору.
Еще несколько сравнительных характеристик кредита и факторинга:
• погашения долга по факторингу происходит за счет погашения контрагентом дебиторской задолженности, тогда как расплачиваться по кредиту необходимо из собственных средств предприятия;
• внесение платежей по кредиту происходит согласно графику, обозначенному договором, а при применении схемы факторинга платежи производятся по времени поступления средств от контрагентов;
• пакет документов для оформления факторинга существенно меньше, чем для кредита;
• полученные от факторинга средства имеют не целевой характер, их расходование не проверяется. Банк же в основном выдает кредиты на конкретные цели и об их использовании придется отчитываться. Причем взять кредит именно на развитие бизнеса подчас очень трудно и приходится оформлять займы на другие цели;
• кредитные средства — это конкретная сумма, тогда как размеры выплат по факторингу могут изменяться в зависимости от оборота предприятия.
Существенным минусом факторинга может стать его высокая стоимость по сравнению с кредитом на ту же сумму. Формирование цены должно быть прозрачным и понятным для клиента, что бы он мог адекватно оценить, выгодно ли будет привлекать такой способ финансирования. Но это обычно компенсируется более высоким оборотом денежных средств, привлеченных по схеме факторинга, т. к. ими можно пользоваться неоднократно, тогда как банковский кредит берется один раз и в фиксированном размере и не может быть снова использован.
Не имеет смысла работать с привлечением факторинга, если у предприятия небольшое количество контрагентов с отсрочкой платежа, которые регулярно делают заказы и производят оплату. Средства выпадают из оборота только на время первой отсрочки, а со следующим заказом платеж производится за предыдущий. Не подойдет такой способ привлечения финансов и компаниям, только начинающим свою деятельность, как и не поможет решить финансовые трудности.
Т. к. платежи по факторингововй схеме поступают пропорционально продажам, они позволяют предпринимателю распоряжаться только теми средствами, которые он уж заработал. Это, с одной стороны, не позволит залезть в долги, но, с другой стороны, не поможет дальнейшем в развитии своего дела. Все расчеты с контрагентами должны вестись в безналичной форме.
Факторинг — это целый комплекс услуг, который может включать также помощь в работе с проблемными дебиторскими задолженностями.