Для продажи просроченных кредитов банкам не нужно получать письменное согласие от должников. Минюст не против таких действий кредитной организации, если процедура продажи осуществляется через агентскую схему. Соответствующее письмо с разъяснениями было передано ведомством в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

«Хорошо, что в Минюсте сняли все неопределенности. Банки, которые привыкли продавать долговые обязательства клиентов, будут продолжать заниматься данным направлением. При этом сейчас более интересным является вариант развития собственной службы взыскания», — отмечает Вячеслав Андрюшкин, первый зампред правления банка АТБ.

Согласно положениям нового закона, коллектроским службам запрещается общаться с заемщиком, если он сам отказался разговаривать с коллекторами, указав это в официальном письме. Пока такие случаи встречаются крайне редко. В Минюсте считают, что указанным должникам служба взыскания не имеет права звонить, даже если заемщика хотят предупредить о намерении подать иск. В судебные инстанции дело может быть передано коллекторами только на основании статей Гражданского процессуального кодекса. Они не имеют права грозить уголовным или административным преследованием.

Стоит отметить, что многие вопросы, которые в НАПКА задавали регулятору, по-прежнему остались без ответа. Например, коллекторы спрашивали о возможности совершения нескольких звонков заемщику в течение одного дня. Службе взыскания разрешено звонить должнику 1 раз в день и 2 раза в неделю, но нет точного понимания, что считается звонком — результативный разговор с клиентом или просто техническое действие. Также неясно, сколько действует отказ от сотрудничества и как действовать, если заемщик повторно допускает просрочку.